Имам Раббани (Рахматуллахи Алейхи) - 6

Осман Нури Топбаш Журнал «Золотой родник»

-Мудрость приближенных Аллаха-

2013 – ноябрь, выпуск: 333, страница: 032

Имам Раббани говорит:

«Нет ничего лучше слов « لَآ اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ », чтобы погасить гнев Аллаха. Если эти слова являются причиной успокоения гнева Аллаха, являющегося причиной вхождения в Ад, то любой другой гнев они успокоят еще быстрее. Ведь любой другой гнев намного легче того, который приводит к наказанию в Аду. И как ему не успокоиться, если раб Аллаха, повторяя эти слова, отвернулся от всего, кроме Создателя, отверг все, направив свое сердце к Всевышнему Аллаху. По сути, причина гнева — это раздираемое противоречиями состояние раба. Слова единобожия устраняют их, и гнев утихает…» (Имам Раббани, Мактубат, II, 591-594, номер: 37).

Самыми тяжелыми грехами, более всего навлекающими на себя гнев Всевышнего Аллаха и отдаленными от божественного прощения являются неверие, многобожие и лицемерие. То есть, отрицание Аллаха, приписывание Ему сотоварищей или внешнее проявление веры, отвергая Его сердцем.

Главной причиной того, что люди, созданные в состоянии чистоты ислама и для поклонения Всевышнему Аллаху, оставляют истинный путь и вступают на путь заблуждения, становится следование «нафсу» и шайтанам из джиннов и людей, чем они сами вводят себя во тьму невежества. Чаще всего факторами, затуманивающими разум и душу человека, выступают различные мирские выгоды, возникающие в жизни как испытание.

Есть одна очень поучительна история, рассказанная Фаридуддином Аттаром:

«У падишаха была охотничья собака, которую он очень любил. Она прекрасно знала  свою службу. Падишах очень дорожил ею и всякий раз брал на охоту. Ее ошейник был украшен драгоценными камнями, на лапы надеты золотые и серебряные браслеты, а на спину была накинута дорогая атласная накидка.

Как-то раз падишах, как обычно, отправился со своими приближенным на охоту и взял с собой любимую собаку. Восседая верхом на коне, с шелковым поводком в руке, на котором держал свою собаку, он выглядел очень довольным. Но в тот момент произошло нечто, омрачившее его радость. Собака, которую он очень любил, забыла о нем и натянула поводок, устремившись к чему-то, что находилось в стороне и привлекло ее внимание. Падишах, в досаде дернул ее за поводок, но собака не подчинилась, а схватила кость, которая так заинтересовала ее, и принялась грызть. При виде этого изумленный и разгневанный падишах воскликнул:

«Быть занятой чем-то другим, находясь со мной! Как такое возможно?!»

Он очень расстроился. Его настолько возмутили неблагодарность, неверность и безразличие его собаки, что он и не подумал о том, чтобы понять и простить ее. Получив столько почестей, внимания и даров, забыть своего хозяина ради брошенной кости — разве это может быть тем, что заслуживает прощения? Он повелел в гневе:

«Прогоните эту бесстыдницу!»

Когда беспечная собака постигла смысл гнева хозяина, уже было поздно, и ничего нельзя было исправить. Приближенные обратились к падишаху:

– Султан, давайте снимем с нее драгоценности, золото и серебро!

Падишах ответил:

– Нет! Пусть идет так!

И добавил:

– Оставьте ее, пусть идет так! Пусть идет так, пусть останется в бесплодной и безлюдной пустыне без воды и еды, и пусть драгоценности на ней будут ей горьким напоминанием о том, какой милости и щедрости она себя лишила!»

Таким образом, более всего заслуживает гнева Всевышнего Аллаха то, что человек, созданный для поклонения своему Создателю, отворачивается от Него и посвящает себя бренным созданиям, которые предназначены для служения ему. Нет более великой неблагодарности, чем ожидание человеком помощи от других в забвении Создателя, истинного Властелина, Наделяющего уделом!

Нужно помнить, что даже если все люди не будут признавать Аллаха, то это ни на пылинку не уменьшит Его божественного Величия. И, напротив, если все люди  удостоятся веры в Единственного и вечно Сущего Всевышнего Аллаха, то это даже пылинки не прибавит к Его Величию. Аллах не нуждается в наших поклонениях. Он свободен от всякой нужды. Поэтому человеческая вера или неверие может принести вред или пользу только самому человеку, а не Всевышнему Аллаху.

Вместе с тем, Всевышний Аллах, по причине Своей бесконечной милости, желает для людей истинного пути и счастья. Он желает, чтобы они были облагодетельствованы верой, и, таким образом, удостоились Его награды. По этой причине, слова единобожия, означающие принятие истины того, что нет бога, кроме Аллаха, — это самые любимые слова для Него. Поскольку истинное познание и подтверждение сердцем этих слов:

Означает прибегание только к божественной обители, отвернувшись от путей греховности и всех врат бренного мира.

Выражает посвящение себя единственно истинному Аллаху, отвергнув ложные божества.

Означает обрывание всех связей, обожествляющих в глазах и сердце человека шайтана и страсти «нафса», и достижение истинной свободы, в которой возможно испытать вкус поклонения Всевышнему Аллаху.

Поэтому Всевышний Аллах привел к Своему прощению многих людей, заслуживавших мучительное наказание, а в последствие вступивших на прямой путь единобожия и засвидетельствовавших это на словах. Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ради того, что «мушрики», от которых он годами претерпевал несправедливость и мучения, пришли к нему, произнося слова единобожия, простил их и принял в число своих сподвижников.

Например, Вахши аль-Хабаши, убивший дядю нашего Пророка благородного Хамзу (радыйаллаху анху), после прихода к истине единобожия в воодушевлении веры, с намерением хоть как-то загладить вину и успокоить муки совести, убрал с пути смутьяна Мусайляму, который объявил себя пророком. В итоге он стал благословенным сподвижником, которого до Судного дня верующие будут упоминать как благородного Вахши (радыйаллаху анху).

С этой точки зрения, самым прекрасным средством для обретения божественного прощения будут слова « لَآ اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ: Нет бога кроме Аллаха». Во многих «дуа» покаяния и просьбах о прощении эти слова имеют место.

Так, пророк Юнус (алейхиссалям), когда сделал причиной своего покаяния «таухид», удостоился ответа на него. В священных аятах говорится:

«Помяни также человека в рыбе (Юнуса), которому (было велено сорок дней призывать свой народ, совершающий большие грехи, отчаявшись на тридцать седьмой день) ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. В итоге он воззвал из мрака (внутри рыбы): «Нет бога, кроме Тебя. Пречист Ты! Воистину, я был грешником! Мы удовлетворили его мольбу, избавили его от беды. Так спасаем Мы верующих» (аль-Анбия, 87-88).

Имам Раббани говорит:

«Весь этот мир по ценности не сравнится со словами единобожия! Ах, если бы он смог стать подобен хотя бы капле в этом огромном океане! Несомненно, что ценность и величие этих чистых слов равны духовной степени произносящих эти слова. Насколько будет велика степень произносящего, настолько величие этих слов возрастет и найдет свое проявление...» (Имам Раббани, Мактубат, II, 591-594, номер 37).

То, насколько слова единобожия перед Всевышним Аллахом имеют исключительное действие и притяжение божественного прощения, прекрасно раскрывает следующий благородный хадис:

Один из сподвижников Пророка Шаддад бин Авс (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Однажды, когда мы находились вместе с нашим Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), он спросил нас:

Есть ли среди вас чужие?

Здесь под «чужими» он имел ввиду людей Писания. Мы отвечали:

– Нет, о Посланник Аллаха!

Тогда Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) приказал закрыть входные двери и сказал:

Поднимите руки и скажите « لَآ اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ »!

О продолжении этого собрания зикра Шаддад бин Авс (радыйаллаху анху) рассказал так:

«Подняв руки, мы произнесли то, что требовалось. Потом Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) опустил руки и произнес «дуа»:

«О Аллах! Вся хвала принадлежит Тебе! Ты отправил меня с этими словами. Повелел мне произносить и действовать согласно им. Взамен Ты обещал Рай. Ты всегда сдерживаешь обещания

Через некоторое время Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал сахабам:

«Благая весть для вас! Воистину, Всевышний Аллах простил вас» (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, IV, 124).

Великую ценность слов единобожия перед Аллахом также прекрасно описывает следующий случай:

«Пророк Сулейман (алейхиссалям), которому Всевышний Аллах даровал великие возможности, вместе со своим огромным войском из джинов, людей и птиц проходил через одну местность. Там была долина муравьев. Царица муравьев, увидев Сулеймана с его войском, воскликнула:

«О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не заметив этого! Царство Сулеймана очень велико, вы будете раздавлены! Зайдите в свои убежища!» (см. Ан-Намль, 17-18).

Сулейман (алейхиссалям), по милости Всевышнего Аллаха, знавший язык животных, услышал эти слова и сказал:

«Нет, мое царство — преходяще! Счастье и царство же от слов единобожия вечно!»

Также сказано в хадисе:

«Если кто-либо на последнем дыхании (с искренним сердцем) произнесет слова единобожия, то попадет в Рай...» (Хаким, Мустадрак, I, 503).

Необходимым условием того, чтобы стать достойным этой благой пророческой вести и заслужить вечное счастье, является стремление прожить всю свою жизнь в соответствие со словами единобожия. То есть, у раба Аллаха, если он отринет в сторону все видимые и невидимые божества и, наполнив свою душу верой в Аллаха, проживет в таком состоянии всю свою жизнь и покинет этот мир, будет надежда попасть в Рай. Кроме особых случаев, тем, кто провел жизнь в состоянии, противоположном этому, очень тяжело  на последнем дыхании произнести слова: «Ля иляха илляЛлах». Потому в благородном хадисе сказано:

«Как вы будете жить, так и умрете, в каком состоянии умрете — в том и будете воскрешены» (Мунави, Фейзуль Кадир, V, 663).

Убейдуллах Ахрар передает:

«Один великий человек после смерти Шаха Накшибанда увидел его во сне и спросил:

Что нам нужно делать, чтобы спастись в вечном мире?

Великий шейх дал следующий ответ:

Занимайтесь тем, чем нужно заниматься на последнем вздохе!

То есть, так же как важно быть на последнем дыхании полностью погруженным в состояние размышления о Всевышнем Аллахе, так же важно быть бдительным в отношении этого всю свою жизнь!»  (Рашахат, с. 130).

По этой причине, всю свою жизнь нужно готовиться к тому, чтобы отдать душу в состоянии «имана» (веры). В противном случае, если слова единобожия произносятся лишь языком, не будучи прожитыми в жизни, то надеяться на спасение — лишь пустая мечта.

Так, одного великого ученого из поколения табиинов, Имама Зухри спросили про хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Кто скажет « لَآ اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ », войдет в Рай». Имам Зухри (радыйаллаху анху) отвечал:

«Это положение относилось к первым дням Ислама, до ниспослания «фардов», повелений и запретов» (Тирмизи, Иман, 17/2638).

То есть, после того как религия была полностью завершена, обязательным стало соблюдение всех предписаний Корана и Сунны и проживание жизни в соответствие со смыслом единобожия. К тому же, Всевышний Аллах в Священном Коране оповестил нас, что невозможно заслужить вечного спасения, лишь произнося языком слова единобожия, но не следуя им в жизни:

«Неужели люди полагают, что их оставят в покое и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: “Мы уверовали”?» (аль-Анкабут, 2).

Также передается, что этот аят был ниспослан в связи с некоторыми сподвижниками, которые из-за веры были подвергнуты разной несправедливости и издевательствам. Этот «риваят» (передача) ясно показывает, что истинная вера требует определенной платы. Поэтому Всевышний Аллах в Священном Коране приводит для нас рассказы о колдунах Фараона, пожертвовавших своими жизнями ради спасения веры, о Асхабу-ль-Ухдуд, которые были брошены в огненные рвы, поскольку не отступили от своей веры, о Хабибе Надджаре, который погиб, будучи закиданным камнями, защищая единобожие.

С другой стороны, как выразился Имам Раббани, ценность и величие слов единобожия на весах будет оцениваться в зависимости от духовной степени того, кто их произносит. Исходя из этого, необходимо углублять постижение сердцем смыслов и истин слов единобожия. Как говорил один из избранных сподвижников, достигших высокой степени посредством пророческого воспитания, Абдуллах ибн Масʼуд (радыйаллаху анху): «Мы пришли к такому состоянию, что слышали поминание Аллаха, исходящее от кусочков пищи, которые проходили через наше горло!» (Бухари, Манакыб, 25).

Имам Раббани говорит:

«Смысл зикра « لَآ اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ » – это избавление от явных и внутренних идолов. Явные божества – это ложные божества неверующих, подобные Лату и Уззе. А внутренние – это желания «нафса». Как говорит Всевышний Аллах: «Разве ты не видел того, кто избрал своим богом низменное желание?» (аль-Джасия, 23). Для веры, предписанной  «шариатом», которая требует подтверждения сердцем, человеку достаточно избавиться от явных божеств. Для избавления от ложных внутренних божеств ему необходимо очистить «нафс-аммара» (повелевающий нафс). Это и является целью и результатом вступления на путь ищущих Аллаха. Достижение истинного «имана» связано с избавлением от этих двух типов ложных божеств» (Маариф-у Ледуниййя, стр. 69, 24 часть).

Зикр слов единобожия начинается с « لَآ اِلٰهَ », то есть отрицания всех ложных божеств. Идолы и ложные божества видимого мира явны. Чтобы вера была установлена с точки зрения «шариата», достаточно, чтобы неверующий, многобожник или идолопоклонник отказался от своих ложных богов и уверовал в Единого Аллаха. Возможно, это самая легкая часть в постижении истины единобожия. По-настоящему трудная и важная часть – это свержение идолов внутри себя и подчинение только Аллаху.

Ведь Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), возвращаясь с трудного похода на Табук, сказал сподвижникам: «…Сейчас вы вернулись с малого джихада к большому, то есть к джихаду против своих страстей» (Байхакы, аз-Зухдуль-Кабир, стр. 198/374; Суюты, Джами, II, 73/6107), выразив смысл и мудрость этого. Поэтому освобождение внутреннего мира от скрытых идолов, очищая свой «нафс», — это трудная, но необходимая обязанность.

В священном аяте говорится:

قَدْ اَفْلَحَ مَنْ تَزَكّٰى وَ ذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلّٰى

«Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (аль-А‘ля, 14-15).

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) растолковал слово «тезекка/очистился» в этом аяте как «произнесение человеком «Ля иляха илляЛлах» (Куртуби, аль-Джами, XX, 22), поскольку первым шагом очищения является очищение сердца от неверия и многобожия.

Итак, от каких идолов человеку нужно очистить свой внутренний мир?

Порой это желания «нафса», которые кажутся более важными, нежели выполнение повеления Аллаха.

Иногда это мирские выгоды, от которых человек не может избавиться ради Аллаха, т. е. предпочтение мирского, когда стоит выбор между мирской жизнью и вечной.

Для кого-то — это положение и статус, отдаляющие раба от его Господа.

Иногда — это слава и богатство, заставляющие забыть об Аллахе.

Для кого-то – сильная страсть к противоположному полу.

Всевышний Аллах, вложив тайну божественного испытания в запретное и греховное, сделал его притягательным для человека. Умение защитить свою душу от влечения к ним требует большой силы «имана» (веры).

Так, мекканские мушрики, прийдя к нашему Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) с тем, чтобы он оставил противоборство с их идолами, предложили следующее:

Если ты хочешь быть богатым, мы дадим тебе столько богатства, сколько пожелаешь! Если ты хочешь власти, то мы сделаем тебя главой над нами! Если же ты хочешь жениться на благородной женщине, то мы дадим тебе красивую женщину из Курейша, какую пожелаешь! Чего бы ты ни захотел, мы готовы выполнить. Только оставь это дело!

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) ответил идолопоклонникам так:

Я не имею тяги ни к чему, о чем вы сказали. Я пришел к вам с тем, что я принес, не для того чтобы просить у вас имущество, заслужить почести и славу или править вами. Но Аллах направил меня к вам как пророка и ниспослал мне Книгу. Он приказал мне обрадовать (Раем тех, кто примет,) и увещевать и устрашить (Адом тех из вас, кто не примет). Я выполнил свою пророческую обязанность, возложенную на меня Господом, и увещевал вас! Если вы примете то, что я принес, то и в этом мире, и в ахирате это станет вашей долей и уделом! Если же вы не примете и отвергнете, то мне велено только выносить все трудности в выполнении повеления Аллаха, пока Он не рассудит между мной и вами (Ибн Исхак, Сират,с. 179; Ибн Хишам, I, 295-296; Ибн Касир, аль-Бидая, III, 99-100).

Несомненно, подобные посулы нисколько не подействовали на нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который был отправлен с миссией освобождения людей от явных идолов и очищения сердец от скрытых идолов. Однако история человечества полна бесчисленными примерами самообмана и растаявшей перед блеском бренных страстей и желаний волей людей, которых мирская суета привязала к себе и заставила забыть вечный мир. Как говорится в благородном хадисе,

«…Я не боюсь, что вы после меня впадете в многобожие (ширк), но я боюсь, что вы увлечетесь мирским, и из-за этого начнете спорить и убивать друг друга» (Бухари, Магази, 17; Муслим, Фадаиль, 31).

Поистине, ложное божество, которому чаще всего поклоняются, забыв своего Господа, — это собственный нафс. Его самоуверенные решения в отношении повелений Аллаха в духе «по-моему, должно быть так», идут вразрез с божественной истиной и положениями Ислама. Это – выполнение поклонений не потому, что это повеление Аллаха, а для того чтобы поднять свою ценность в глазах смертных или не опозориться перед ними. То есть, выполнение поклонений, смешивая намерение поклонения с простыми, низкими мирскими стремлениями.

Как говорится в священном аяте:

«(О, Пророк!) Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем?» (аль-Фуркан, 43).

В одном благородном хадисе говорится:

«Среди ложных божеств, которым поклоняются под небесами, нет более тяжелого и худшего перед Аллахом, чем страсти, за которыми следуют (люди)» (Хайсами, I, 188).

Поэтому очищение души через духовное воспитание и освобождение ее от греховности является чрезвычайно важной обязанностью. Ведь достичь истины единобожия возможно только таким образом.

Пусть Всевышний Аллах дарует нам умение произносить слова единобожия в их истинном значении. Пусть удостоит нас постижения мудрости и истины единобожия, пусть даст нам прожить жизнь, подчинив все наши состояния и поступки истине единобожия, и отдать наш последний вздох в душевном умиротворении единобожия.

Аминь!